От пальцев до карандашей. Краткая история инструментов для рисования

Автор: | 25.02.2018

Дюрер - автопортрет в возрасте 13 летБольшая часть инструментов для рисования, которые художники используют сегодня, пришли к нам, в сильно изменённом виде, конечно, из древности, когда они использовались в качестве инструментов для письма. Более 4000 лет назад, например, человек использовал инструменты из бронзы или кости, чтобы выцарапывать письмена на глиняных табличках. Спустя 1000 лет египтяне использовали тонкие камышовые кисти или тростниковые ручки на папирусных свитках. Еще позже, римляне научились использовать металлические стилусы для письма на тонких восковых табличках, а после 600 года нашей эры в Европе было изобретено гусиное перо.

Однако, самым первым инструментом, вплоть 40-го века до нашей эры, являлся палец, используемый для создания следов на стенах пещеры из грязи перемешанной с кровью животных или порошком из растительных красителей. С некоторой уверенностью можно сказать, что палки также использовались для рисования (отметки, похожие на рисунки делались в почве, грязи или песке, как это делают дети до сих пор). На более техническом уровне, какой-то древний, должно быть, умный человек заметил, что сгоревший кусок дерева может оставлять черные следы на камнях, и поэтому уголь был использован в качестве самого первого рукотворного карандаша. В пещерах было обнаружено несколько рисунков древесным угём, подтверждающих эту мысль.

Рисунок Углем, Пещера Шове, Франция. 30 000 лет до н.э.Рисунок Углем, Пещера Шове, Франция. 30 000 лет до н.э.

Древесный уголь получил распространение как универсальная среда, и в эпоху Возрождения он стал широко использоваться художниками для создания предварительных рисунков на стенах для настенной или панельной живописи. По той же причине он также использовался на холсте, а также на бумаге для черновой обработки композиций.

Поскольку древесный уголь считается временной средой, возникла нужда и в других средствах рисования. Стилус, или свинцово-серебряный карандаш был впервые использован в эпоху классического рисования, в итоге стал незаменимым инструментом художника, примерно, с середины 1400-х годов. Самая ранняя запись об использовании свинцово-серебряного карандаша как инструмента для рисования была сделана о том, что отец Альбрехта Дюрера, учил своего сына пользоваться стилусом.

Дюрер - автопортрет в возрасте 13 лет

Дюрер — автопортрет в 13 летнем возрасте

Достигнув некоторого мастерства в пользовании этим инструментом, в 1484 году в возрасте 13 лет Альбрехт нарисовал автопортрет, который теперь считается шедевром, что является удивительным достижением для произведения искусства, созданного столь молодым художником.

Свинцово-серебряный карандаш или silverpoint

Свинцово-серебряный карандаш или silverpoint

Свинцово-серебряный карандаш или silverpoint — это простой инструмент: держатель стержня с небольшим заостренным металлическим наконечником, который, как правило, делался из серебра или других мягких металлов, например, золота, меди, латунь и т. д.

Инструмент нельзя было использовать на обычной (для того времени) бумаге, так как её поверхность нужно было обработать веществом действовавшим как абразив для мягкого металла. Это вещество состояло из белого костного пепла, смешанного со слюной. Сегодня для создания идеальной поверхности для серебряного или металлического точечного рисунка может быть использована белая гуашь. Для достижения наилучших результатов поверхность должна быть покрыта несколько раз, при этом художник должен был позволить каждому слою высохнуть перед нанесением следующего. В некоторых случаях в гуашь можно добавить оттенок, чтобы создать мягкий цветной фон.

Из-за окисления, каждый металл имеет свою собственную специальную реакцию с воздухом, которая придает нарисованным линиям мягкие оттенки от зеленого до коричневого и черно-коричневого, которые проявляются в течении нескольких недель.

Позже, в середине 1500-х годов, был обнаружен графит. Он имел отличные качества и был взят на вооружение художниками и другими представителями мира искусства в качестве универсального инструмента рисования, который в конечном итоге стал известен как «карандаш».

Термин «карандаш» происходит от латинского слова «pencillus», что означает «маленький хвост», ранее этот термин использовали для описания маленьких чернильных кистей, которые применялись для письма в Средние века. Когда в 1564 году был обнаружен графит (тогда он ещё так не назывался), термин «карандаш» использовался для обозначения мелких кусочков, завернутых в какую-либо оболочку, чтобы держать мягкий материал вместе. Однако, некоторое время спустя, из графита научились делать длинные полосы и зажимать их между двумя плоскими кусками дерева, похожими на то, что мы теперь знаем как «плотницкий карандаш». В то время считали, что графит — это форма свинца и называли его «plumbago» или «black lead», отсюда и появился на свет термин «карандаш», который люди все еще используют сегодня. Термин «графит» появился, примерно, в 1789 году, и произошёл он от греческого слова «graphein», означающего «писать».

Плоский карандаш

Плоский карандаш

Первые серийные «обсаженные» деревом графитовые карандаши начали поступать на рынок в 1662 году в Германии, и с этого момента стали появляться другие карандашные производства. В 1800-х годах стали появляться закругленные деревянные футляры, которые вытеснили громоздкие плоские карандаши.

До 1795 года использовался чистый графит, но французский химик Николя-Жак Конте экспериментировал с смешиванием различных количеств глины с порошкообразным графитом и формованием их в палочки, которые затем обжигал в печи. После чего он обклеивал тонкие стержни из закаленной графитово-глиняной смеси деревянной оболочкой и в результате получал карандаши, похожие на те, что мы знаем сегодня.

В период с 1400 по 1880-е годы в арсенал художника пополнился другими инструментами: такими как мел, пастели, восковые мелки, древесный древесный уголь и даже белый уголь.

Сегодня в распоряжении художника инструментов для рисования больше, чем ему может понадобиться. Поэтому для всех, кто серьезно относится к обучению рисованию есть отличный выбор древесного угля, карандашей и ручек на выбор, главное найти того, кто поможет вам научиться правильно их использовать.

Комментарии: